Эту статью я решил посвятить процессу обучения на пилота в США, чтобы всем было понятно, как устроен методический процесс. Процесс сдачи экзаменов совершенно не зависит от того, каким образом вы получаете образование — с частным инструктором, или со школой по 91-му параграфу, или по 141-му, где академическое образование.
В любом случае, ваш процесс получения пилотского сертификата будет состоять из трех экзаменов:
1. Written Test
2. Oral Exam
3. Practical Test
Пункт 1 называется «письменный экзамен», хотя на самом деле это обычный компьютерный тест. Без сдачи этого теста вы не допускаетесь к реальному экзамену с экзаменатором. Более того, большинство инструкторов вообще будут настаивать на том, чтобы вы как можно быстрее сдали этот тест и забыли о нем, желательно ДО того, как вы начнете летать. И в этом есть здравая логика, потому что по сути дела, тест проверяет вашу ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ подготовку. Хотя мне например, было легче летать и одновременно готовиться к тесту, потому что некоторые вопросы из теста носят совершенно практический характер (расчеты маршрутов, флайт-планинг, навигация, weight&balance и так далее). Дело индивидуальное, можно выбирать любой вариант, главным остается то, что без сдачи этого теста — никуда. Тест сдается в специальных авторизованных классах (как правило, эти классы при летных школах), они изолированы от остального учебного центра, в нем стоят несколько компьютеров, на которых нет ничего, кроме самого теста и подключения к серверам FAA.
Приходите, платите 150 баксов (средняя такса за экзамен), даете свои документы (некоторые школы проверяют наличие инструкторского допуска в летной книжке! поэтому озаботьтесь тем, чтобы инструктор подписал вас на тест). Далее оставляете все (телефоны, ручки, документы, сумки) за пределами комнаты и идете сдавать. С собой можно взять или флайт-компьютер (специальный такой калькулятор) или ручной компьютер E6B.
К тесту вам выдают книжку с картинками (иллюстрации к вопросам), карандаши и бумагу. Тест длится от 1,5 часов и более (зависит от рейтинга, на который вы претендуете). Тест на коммерческого пилота длится 2 часа, на инструментальный рейтинг 1.5. Количество вопросов как правило 60, но опять же — на коммерческого пилота 100 вопросов. На ATPL может быть и больше. Садитесь за компьютер, заполняете формочки, подтверждаете, что вы — это вы и вперед!
Результат известен сразу после сдачи теста. Вы должны набрать не менее 70 баллов для успешного прохождения теста. На руки вам выдается специальная бумажка с результатом теста и специальной чуть ли не трехмерной печатью. Эта бумажка действительна 2 года с момента сдачи теста и потерять ее никак нельзя, потому что дубликаты не выдаются. Придется сдавать еще раз, если что. Говорят (сам не проверял), что чем выше балл за тест, тем меньше вопросов к вам будет на устном экзамене (смотри пункт 2). Лично не проверял, мои экзаменаторы вообще не интересовались количеством баллов и бумажку с тестом смотрели сквозь пальцы, хотя у меня было больше 85.
Пункт 2 и 3 — это по сути один экзамен, называемый Checkride, который просто состоит из двух частей и проводится он специальным FAA экзаменатором, то есть человеком с большим опытом (и как правило аналогичным возрастом), который наделен специальным правом принимать экзамены и своим решением определять — годиться ли студент в пилоты или нет.
В зависимости от уровня, на который вы претендуете (Private, Commercial или это рейтинг), устный экзамен может длиться от часа до нескольких часов. Перед началом устного экзамена вам придется с экзаменатором сделать некий paperwork, то есть он проверит все ваши документы, вы заполните (и лучше заранее) специальную application form на сайте iacra.faa.gov (продвинутые американцы свели все данные о кандидатах в один общий веб-портал, где вы подаете заявки, там же их подписывает ваш инструктор электронной подписью и туда же вносит результаты экзамена ваш экзаменатор, таким образом вся история хранится там).
Далее начинается устный экзамен. Как я уже говорил — он может длиться несколько часов и зависит от того, насколько хорошо или плохо вы отвечаете. Некоторые рассказывали, что даже при отличных ответах экзаменаторы не останавливаются, а давят дальше, потому что им нужно оценить уровень вашего «дна», то есть до какой глубины вы владеете вопросами. Как правило, книги которые успешно продаются и утверждают, что они чуть ли не всеобъемлюще готовят вас к устному экзамену — содержат весьма поверхностные ответы. Например, «Что такое топливная система?» — «Это система, которая обеспечивает подачу в двигатель топлива». Логично? Очень! Но экзаменатору может оказаться этого мало, поэтому на эти книжки — я бы сильно не рассчитывал, хотя многие считают, что прочтение данной книги (см. врез справа) дает полную подготовку к устному экзамену.
Хорошая новость в том, что стандартизированные американцы очень четко регламентируют устный экзамен — что может спрашивать экзаменатор, а что не может. А если быть точным — то специальный документ (PTS — Practical Test Standart) описывает AREA, области из которых экзаменатор может задавать вопросы. Обратите особое внимание на Special Emphasis Areas, это часть вопросов, которая входит ВО ВСЕ устные экзамены и вас обязательно спросят по всем или по части пунктов из этой области. Соответственно, когда вы готовитесь к устному экзамену — PTS должен быть у вас перед глазами (а стоит он 5 баксов и продается везде) и прямо по пунктам из него можно готовиться к экзамену. Если экзаменатор вылез за пределы PTS и задал вопрос не из области, явно прописанной в PTS, вы имеете полное право отказаться от ответа на этот вопрос и указать на ошибку экзаменатора. Скорее всего, он и сам откатит все назад, потому что это серьезный косяк.
Плохая новость об устном экзамене в том, что несмотря на PTS, в нем не прописана ГЛУБИНА вопросов. В моем случае, например, на простой казалось бы вопрос о причинах возникновения вихрей на законцовках крыльев, начали с простого, а закончили формулами из аэродинамики. Хотя этот вопрос вообще не должен всерьез рассматриваться в рамках сдачи инструментального рейтинга (казалось бы). В общем, устный экзамен — это серьезно!
Ну, а практический экзамен — это уже непосредственно полет с экзаменатором на самолете (или вертолете, смотря что сдаете). Там тоже надо много чего учесть, например, перед запуском двигателя вы должны пристегнуть привязные ремни (включая плечевые) и провести брифинг для пассажиров (не курить, привязные ремни, передача контроля и двери/аварийные выходы). Аналогично брифингу на пассажирских линиях. А перед взлетом нужно провести аналогичный брифинг по аварийным ситуациям (отказ двигателя). Любой из пропущенных пунктов может стать причиной не сдачи практического теста.
В PTS четко прописаны допуски, которые разрешаются в процессе выполнения полета. Выход за пределы допусков — прямой путь к не сдаче теста. На самом деле, если вы превысили допуск — это еще не повод, что вы обязательно не сдадите. Но явная предпосылка к проблемам. Если такое повториться — экзаменатор может выдать вам Fail и на пересдачу. Есть допуску, на которые они смотрят постольку поскольку, но в некоторых случаях — категорически. Например, если сдаете на инструментальный рейтинг, то есть допуск по глиссаде — можно быть не более, чем на 100 метров выше глиссады и 0 метров под глиссадой. Так вот — если более чем на 100 метров над глиссадой вам скорее всего простят, то -10 метров ниже глиссады будет fail, потому что это безопасность.
При успешной сдаче чекрайда, экзаменатор прямо сразу же при вас, печатает или пишет бумагу (временное свидетельство) о вашей сдаче экзамена. Далее, в течение 90 дней на адрес, указанный в вашем заявлении, придет настоящая пластиковая «корочка».
В следующей статье я расскажу вам о том, КАК готовиться к этим экзаменам, что читать и куда смотреть.