Давно я собирался затронуть тему «люди», про тех, кто работает в нашем аэроклубе и про их знаменитое прошлое. Выдалась минутка и…
Хочется начать рассказ про людей в нашем аэроклубе именно с Ивана Николаевича. Не знаю, почему так сложилось, но я испытываю к нему какое-то необъяснимое внутреннее уважение и восхищение. Когда я пришел в клуб, я сразу не знал про тех людей, кто тут работает, ни про их прошлые заслуги, ни про знаменитые эпизоды. Иван Николаевич просто показался мне очень серьезным, умным и спокойным, внушающим доверие. Кирсанов работает у нас в группе руководства полетами и обеспечивает управление воздушным движением наших самолетов, по простому — РП (руководитель полетов). Когда он на посту (то бишь на КДП) мне спокойно, потому что его спокойный и уверенный голос внушает мне, что все по плану, все безопасно. В эфире минимум слов, максимум четкости и конкретики. В какой-то момент мне стало интересно, что из себя представляет Иван Николаевич в прошлом. Все оказалось более чем интересно.
Цитата из книги «Автографы в небе»:
«Родился 4 января 1959 г. Гвардии полковник. Окончил Борисоглебское ВВАУЛ, а в 1993 году и академию ВВС им. Гагарина. Военный летчик-снайпер. Заслуженный военный летчик России. В 1989 году осваивал высший пилотаж на СУ-27 в составе первого «ромба». Летал в пилотажной группе «Русские Витязи» с 1996 года, правым ведомым и хвостовым ведомым. Групповым высшим пилотажем занимался с 1983 года. Освоенные типы: Л-29, Миг-21, Миг-29, СУ-27. Общий налет 2100 часов.»
К этому могу добавить еще пару фактов из биографии, которые мне известны. Сухие строки из книги не отражают всей глубины и значимости прошлого: «осваивал высший пилотаж на СУ-27 в составе первого «ромба». Эта фраза говорит о том, что Кирсанов летал в «ромбе» еще в то время, когда не было ни «Стрижей», ни «Витязей», они существовали в виде 1 и 2 эскадрилии 237-го полка, но не имели названий. Кирсанов стоял у истоков создания пилотажной группы «Русские Витязи». В разные года он входил в состав группы, в начале девяностых еще не было постоянного состава, и группа формировалась из числа летчиков 1-й эскадрилии. Было несколько перерывов, например, когда Кирсанов учился в академии им. Гагарина.
Официально в составе группы он значится с 1996 года, а уволился в запас он в 2005 году в должности заместителя начальника Центра показов авиационной техники. Тем не менее, Кирсанов стал и участником известных и печальных событий в истории «Русских Витязей». Речь идет о трагедии в Камрани. 12 декабря 1995 года, группа из 5 самолетов СУ-27, ведомая «лидером» ИЛ-76, под управлением генерала Гребенникова в условиях плохой видимости снижалась на посадку. Во время выполнения маневра правое «крыло» клина, а это были три машины (одна спарка и две одиночки) врезались в гору. Погибли пилоты «Русских Витязей» Сыровой, Григорьев, Кордюков и Гречанов. В течение нескольких дней был развернут поисково-спасательный лагерь для поиска погибших летчиков и самолетов. Иван Николаевич Кирсанов был начальником лагеря. В ту самую командировку он летел пассажиром на ИЛ-76 вместе с техническим составом. Видимо он был запасным пилотом, а выполнять пришлось такую ответственную и печальную роль. Говорить об этой трагедии летчики не любят, а спрашивать подробности мне самому не очень хочется. Понятно и без рассказов, что всем было не сладко.
Кирсанов также отметился и в первом смешанном «ромбе», это было в 2000 году. В составе ромба были два СУ-27 из «Витязей» и два МИГ-29 из «Стрижей». Это сейчас они летают всем известной «девяткой», а начиналось все в том самом 2000 году. Самое интересное, что трое из четырех летчиков того самого первого смешанного «ромба» — это сотрудники нашего аэроклуба. Горнов А.А. (правый ведомый на МИГ-29), Макаренко Андрей (левый ведомый на МИГ-29), Кирсанов Иван Николаевич (хвостовой на СУ-27). Все трое работают сегодня в аэроклубе «Кубинка». Ну и еще я бы добавил про Кирсанова, что если ему доверили стоять в «хвосте» (а это самое «невкусное» место в пилотажной строю, потому что надо держать интервалы между левым и правым ведомым и принижение относительно ведущего, чтобы не попасть в спутную струю), то вероятно техника его пилотирования просто превосходна. Жаль, что мне не довелось с ним полетать…
Кирсанов был участником многих международных показов в составе пилотажной группы. Англия, Китай, Франция и множество российских городов рукоплескали Ивану Николаевичу и его товарищам по пилотажной группе «Русские Витязи», восхищаясь красотой группового высшего пилотажа. А сегодня этот человек обеспечивает нам безопасное выполнение полетов, наблюдая за всеми и предугадывая развитие воздушной обстановки из своего командного пункта на КДП. Спасибо Вам, Иван Николаевич!
Уведомление: Авторский проект об авиации » Второй “первый самостоятельный”