Все позади

Просто не верится, что все закончилось! Больше не нужно держать в голове комплекс фигур — первый обязательный (переворот-вертикальнаявосьмеркаспереворотаминавосходящих-полупетля-штопор-переворотнагорке-петля-тричетвертипетли), второй обязательный (вертикальнаявосьмеркаспереворотаминавосходящих-штопор-тричетвертипетли-полупетля-переворот-петля), не нужно думать о том, что «ручка-вправо-вверх-до-борта, ногами не дергать, взгляд на горизонт», не нужно представлять переплет кабины перед глазами, когда они закрываются от усталости. Не нужно …. да много чего больше не нужно!!

Я все прессовал-прессовал себя, ускорял, а ведь шутка ли — за три недели августа я налетал почти 10 часов (у некоторых пилотов-любителей на это уходит полгода), причем все на высший пилотаж, что здоровья не прибавляет. За две недели до соренований я сильно заболел, практически остался без голоса и даже получил больничный за три дня до вылета в Новосибирск. И вот теперь, когда все позади, накатывается дикая усталость, не хочется ничего, просто бы полежать, просто бы поспать, просто бы никуда не бежать, не лететь, не спешить… Наконец- то, неужели мой неугомонный организм успокоится хоть на чуть-чуть… А пока припомню подробнее события прошедших дней и общие впечатления (на свежую память).

В целом я очень доволен соревнованиями и тем, что я все-таки до них доехал. Ожиданий у меня никаких не было (хотя чего там, стать чемпионом России не мечтает только тот, кто не ездит на соревнования), реальность была слишком ясна (хотя я не представлял себе разницы между моим уровнем и уровнем других участников), но опыт получен бесценный. Ну, во-первых, я познакомился с большим количеством людей-единомышленников. Очень меня удивило то, что основной костяк участников — постоянный и перемещается от соревнований к соревнованиям. Причем, они летают уже очень давно (по 5-6-8 лет!!!), иногда не очень регулярно, с перерывами, но тем не менее! И за все эти годы они естественно участвовали в разных соревнованиях, но при этом до сих пор не вышли за пределы третьей лиги (самой простой). Как они мне объяснили сами — зачем лезть выше, если тут ничего не добился? Возможно, они и правы, но я бы в следующем году пытал бы счастья уж во второй лиге… Соваться выше вообще смысла не имеет, ибо это уже профессиональный спорт, а вторая лига вполне доступна летчиком второго-третьего года обучения. Да, удивили меня и девушки, которых в третьей лиге выступало трое, и во второй — двое. Увлеченные, серьезные барышни. Летать на пилотаж — это вообще не просто, у меня до сих пор болит слегка растянутая правая рука, а усилия на ручке могут достигать десятков килограмм!!! Видимо, поэтому женский пилотаж (на мой скромный взгляд) даже визуально отличается от мужского плавностью и мягкостью линий (чем резче линия — тем выше перегрузка и больше усилие на ручке). Но девушки наши боевые и пилотажем живут уже много лет (как оказалось). Причем девушка Оля из Перми, занявшая 11-е место в третьей лиге, сделала это, имея налет всего 2,5 часа в этом году (это вообще ничего, прогулка пешком)!!!

Атмосфера — очень благожелательная. К вечеру первого дня уже знал почти всех в лицо и по имени, спокойно стояли общались на площадке, в ожидании своего вылета. Традиционные авиабайки, воспоминания инструкторов о прошлом величии самолетного спорта и т.д. и т.п. А в день соревнований (скорее к вечеру, когда уже все поделили и делить больше нечего) и вовсе братание всех участников с совместными песнями под гитару и проч. Все это и есть домашняя атмосфера, по крайней мере я чувствовал себя очень комфортно и в своей тарелке. Мои люди, мне с ними было легко.

Про звездную болезнь. Мда… тут случилось несколько неожиданностей)) Оказалось, что за мной в итоговом списке участников позади остался прошлгодний призер аналогичного чемпионата в Нижнем. Вот так вот расслабляет медаль, и все опытные бойцы, кто не первый год участвует подтвердили, что после медали очень очень и очень трудно летать снова и поддерживать такой же уровень. Практически все валятся на следующий год и еще год нужен на то, чтобы вернуться к прежней форме, победить себя изнутри и снова побеждать. Ну и не только он, еще несколько человек, кто ранее в разных чемпионатах одерживал весьма впечатляющие победы оказались внизу, в районе 20-х мест.

Россия самолетная. Да, оказывается, летает не только Москва («да-да, а вы-таки не знали что за пределами Москвы тоже есть жизнь»?)))). Была команда из Перми, очень сильная во главе с тренером (он же судья) Вовой Котельниковым, была команда из Тюмени (стабильная, уже не первый раз участвует), была команда Екатеринбурга (тоже очень сильные ребята), были из Иркутска, Томска, Питера, Калуги. Из Москвы собственно было только 4 человека — трое ребят из команды НАКа (Национальный Аэроклуб, Борки) и я. Тут, кстати и ощутилось, что ездить на соревнования нужно все-таки командой, а не одному. Команда — это сила. И для общего зачета и для компании и есть больший стимул добиваться результата. Одно дело свою задницу подставить, а другое подвести КОМАНДУ. Жаль, но у нас пока команды нет, может быть к следующему году соберется…

Коротко о соревнованиях. Чтобы у читателей было полное представление о том, что же такое соревнования по высшему пилотажу, сделаю короткий экскурс. Все участники делятся на лиги: третья (самая простая), вторая, лига ЯК-52, первая и высшая. Все лиги перечислены в порядке повышения трудности. В первой и высшей лиге выступают в основном спортсмены сборной России и выясняют отношения между собой, их там всего 10-15 человек, кто летает в России на таком уровне. А третья и вторая лига — доступна всем, достаточно иметь опыт налета на ЯК-52 и допуск к выполнению фигур по программе соревнований. Третья лига предполагает участие начинающих спортсменов, поэтому во время выполнения полетов в задней кабине сидит инструктор по безопасности, который подскажет и может быть даже поможет в случае сложной ситуации, угрожающей безопасности. Смысл соревнований в следующем: каждый участник (говорю про третью лигу) в одном полете выступает с двумя обязательными комплексами. Комплексы эти заранее известны и описаны в положении, которое утверждается в начале года. Собственно, прямо с момента появления положения можно уже начинать тренировать эти комплексы. Оба нужно отлетать последовательно в одном полете, сначала первый, потом летчик набирает необходимую высоту и выполняет второй комплекс. На этом участие в третьей лиге заканчивается, все это занимает минут 15. Внизу сидят судьи (их было семь человек) и оценивают выполнение комплекса фигур по определенной системе баллов. Самолетный спорт по сути совершенно идентичен фигурному катанию. Т.е. спорт совершенно субъективный — как судье показалось, так и будет. Во второй лиге тоже два комплекса, но один из них обязательный (т.е. известный заранее), а второй — произвольный, который спортсмен придумывает и исполняет сам. В более высоких лигах добавляется еще и темный комплекс, который становится известен за 24 часа до начала соревнований и летчик не имеет возможности его отрепетировать заранее.

Да, ну вот еще необходимо добавить — первый день соревнований отводится для облета техники и выполнения зачетного полета. Обычно организаторы предоставляют всего лишь один полет, который летчик может потратить как угодно. За каждым летчиком в результате жеребьевки закрепляется борт, на котором он будет летать на соревнованиях. По очередности (в соответствии с жеребьевкой опять же) участники занимают «свой» борт и выполняют полет. Сзади сидит инструктор по безопасности. Во время этого зачетного полета у участника три задачи — изучить район полетов (круг, развороты, крест-зону для пилотаж, схему посадки и т.д.), выполнить комплекс фигур (обычно тот же, что на соревнованиях), чтобы показать инструктору, что ты в состоянии выполнить самостоятельный полет и третья задача, самая важная — изучить особенности поведения самолета. Об этом я напишу отдельно в «Разборе…».

Про Новосибирск. Уже не первый раз в этом городе и в принципе, знаком с людьми и городом, но в этот раз он меня все-таки удивил. Точнее некоторые его проявления. Я и раньше знал, что сибирские люди не быстрые и не очень приветливые, так уж получилось. НО тетушка на ресепшене нашей типа «гостиницы» побила все рекорды хамства, грубости и неприветливости (мягко говоря). Писать об этом не хочу, но это был не единичный случай, при попытке купить билет в Толмачево кассир повела себя точно так же, просто в течение 20 минут болтая по телефону и не замечая 4 человек в очереди, который очень хотели хоть куда-нибудь улететь, только подальше от Н-ска. Смягчилась она только тогда, когда я сказал, что учучь в Академии и разбираюсь в ее системах бронирования, чем сильно упростил процесс дальнейшего общения на одном языке. Я вот думаю, а если бы не учился? Хрен бы в Москву улетел, потому что специально для меня она достала КРАЙНИЙ билет на тот рейс, который я в данный момент лечу в Москву.

А вообще все это клево — я снова в бою, снова занимаюсь интересным спортом, снова привкус крови на губах и азарт! В крайний раз я так себя ощущал лет десять назад, мои собственные предыдущие соревнования закончились вместе со спортивной карьерой в 96-м году, и в том же году я выставлял своих ребят на соревнования уже как инструктор. И было это по технике горного и пешеходного туризма (или туристическое многоборье, по-простому). И вот, спустя столько лет — снова в спорте))http://keit.staticweb.tk/yZb6G5dfgKGJ