В субботу состоялся мой первый и пока единственный методический инструкторский полет. Как обычно, сели в самолет с Учителем, я справа. Пристегнулись, запустились, вырулили. Учитель спрашивает — сколько у нас методических по кругам? Я говорю — по программе ОДИН. Ну лады, взлетай.
Взлетаю, вдруг в наборе голос «ну и чего молчишь? рассказывай давай!». Я от неожиданности даже замер. В принципе, я и так понимал, что в методическом полете мне придется говорить, а ему слушать, но что это случится так быстро… я вроде как и не готов еще. А тут Учитель еще и добавляет: «Вот я — тупой курсант, ничего не знаю. Рассказывай мне все!». Когда я только начинал учиться по инструкторской программе, я понимал, что рано или поздно Викторович так и скажет. И это пугало меня еще при мысли — как я, холоп несчастный, буду ЕМУ рассказывать, КАК надо летать??? Но делать нечего, закрыл глаза, представил слева тупого курсанта и понеслась…
«Взлетели, удерживаем скорость в наборе 160-170, взгляд вперед на горизонт, выдерживаем направление полета по визуальным ориентирам, впереди просека в лесу, летим на нее… подходим к месту первого разворота, внизу характерные бочки, дорога, делаем доклад… выполняем первый разворот, обращаем внимание на ориентиры для вывода, сохранение скорости, контролируем по прибору высоту…. подходит высота круга, переводим самолет в горизонтальный полет».
Вдруг резкий окрик Учителя «а как мне перевести самолет в горизонтальный полет??». Черт, я забыл — ты же курсант… Начинаю судорожно копаться в мозгу, выискивая заученные фразы… «Координированным движением ручки управления от себя, опускаем нос самолета ниже горизонта на два пальца (*опа! вспомнилась нужная формулировка*:))».
В общем, к четвертому кругу голос у меня стал уже хриплым, а говорить хотелось все меньше и меньше. Благо, что Учитель больше не будоражил мой мозг задачками, видимо удовлетворившись тем, что услышал.
Впервые я прочувствовал посадку, как управляемый, не такой уж и скоротечный и абсолютно понятный процесс. Это случилось в тот момент, когда с начала выравнивания и до касания я умудрился сказать 15 слов, проговорив все действия летчика. Оказалось, что за время посадки можно много чего успеть сказать и еще по сторонам посмотреть. Только ради этого можно было слетать методический полет))
Выбрался из самолета с желанием помолчать хотя бы часок, поинтересовался у Учителя — что дальше?? А дальше, сказал он…. «Вот тебе курсанты, начинай летать инструкторские тренировочные». УРА!!!! Меня допустили к священному телу даже не покатушечников, а самих курсантов!
Осталось зафиксировать документально в летной книжке: «Допущен к инструкторским полетам по кругу с правого сиденья на самолете Zlin-142, в качестве инструктора-общественника.»
http://keit.staticweb.tk/yZb6G5dfgKGJ