Недавно закончил я читать книгу Михаила Громова «На земле и в небе», правда еще не дочитал его «Заметки о летной профессии». Так вот, в этой книге Громов очень часто ссылается на некий «Аэродром в Филях», на который он частенько совершал посадку, взлетая с центрального аэродрома (Ходынка), в том числе описывается эпизод, когда он наблюдал незнакомый самолет, пролетающий над Ходынкой в направлении Филей. И даже гонялся за ним в воздухе, имитируя воздушный бой.
Еще тогда меня сильно заинтересовал этот непонятный аэродром в Филях и хотелось мне понять, где он был, чем знаменит и что теперь на его месте. Раньше времени не хватало, а сейчас вот и полетов нет и вдруг заинтересовался я историей своего района (я живу в Кунцево). Вот что удалось накопать…
Тот самый аэродром в Филях начинался как заводской аэродром завода…. Юнкерса!!! Да, да, история была именно такова… Обратимся к источникам:
«Первая мировая война, а стало быть, военные заказы, скорректировала планы развития российской промышленности. Кроме стрелкового вооружения и артиллерии армии нужны были автомобили, вездеходы, бронемашины и, конечно же, аэропланы. Авиапромышленность делала только первые шаги и поначалу практически полностью зависела от иностранного капитала: ввозились авиамоторы, магнето, свечи зажигания, тросы, авиаприборы, подшипники, даже клей… Не хватало опытного инженерно-технического персонала и квалифицированных рабочих. И все же российская промышленность в 1916 году сдала военному ведомству без малого две тысячи боевых самолетов. На вооружении русской армии состояли тогда 16 типов самолетов, и только два из них были русской конструкции, а из девяти выпускаемых моторов – только один.
Эти обстоятельства подтолкнули правительство к расширению авиапрома. К октябрю 1917 года Россия располагала уже 24 действующими заводами, семь находились в заключительной стадии строительства. Эвакуация РБВЗ из Риги потребовала размещения основного производства – военной техники – на других площадках. В 1915-17 годах в разных уголках России строились новые автозаводы. 21 февраля 1916 года император Николай II утвердил решение правительства об отпуске кредитов на их строительство. Три предприятия возводили в Москве: государственный автозавод в Мытищах, АМО за Симоновой слободой (нынешний ЗИЛ) и РБВЗ в Филях.»
О заводе в Филях
Дальнейшая короткая история такова:
— в 1917 году в Филях началось строительство 2-го автомобильного завода «Руссо-Балт». В то же время на другом конце Москвы (тогда это был другой конец), на улице Радио начинает свою работу Авиационный отдел ЦАГИ, под управлением Андрея Николаевича Туполева. 21 октября 1920 года Реввоенсовет издает приказ о создании на Ходынском поле Опытного аэродрома.
— в 1920 году в судьбе завода в Филях происходит крутой поворот — решено вместо производства автомобилей, сдать завод в концессию своим вчерашним противникам по Первой мировой войне — немецкому заводу «Юнкерс». Молодая Красная армия нуждалась в современных самолетах, в технологиях, в оборудовании, в опыте в конце концов. Было принятно решение «импортировать» все это у Юнкерса.
— концессионный договор с фирмой №1 (прим. «Юнкерса») подписали 26 ноября 1922 года в Москве, а 29 января 1923 года его утвердил Совнарком СССР. В пользование завод «Юнкерса» получил все земельные участки завода «Руссо-балт», все строящиеся и прилегающие объекты.
— сотрудничество с «Юнкерсом» быстро стало никому не выгодно. Немцам, потому что они потеряли интерес к рынку (если можно так выразиться о том времени) самолетов в СССР (в то время СССР начал переговоры о покупке самолетов во Франции), а наши были недовольны тем, как идет строительство самолетов. За четыре года завод построил лишь 100 цельнометаллических самолетов Ю-20 и Ю-21. Именно тот самый Ю-21 и гонял в небе над Москвой Михаил Михайлович Громов.
— 1 марта 1927 года концессию ликвидировали и выплатили немцам неустойку 2 миллиона рублей золотом.
— 14 мая 1927 года Совет Труда и Обороны перевел часть цехов завода №5, занятых выпуском Р-3 (Туполевский), на промплощадку в Филях и образовал Государственный авиационный завод № 7 (через пять месяцев в рамках засекречивания авиапроизводства в стране завод получил № 22, а еще месяц спустя и имя «X-летия Октября»). Так началась эпоха Туполева на заводе №22 в Филях. Это был первый замечательный этап в работе завода, за это время было построено Р-3, Р-3ЛД, И-4 (АНТ-5), ТБ-1, ТБ-3 и т.д.
— в 1928 году на базе завода появляется ОКБ МОС (морского опытного самолетостроения). Там работают Семен Лавочкин (самолеты ЛА), Николай Камов (будущий создатель вертолетов), Михаил Гуревич (МИГ), Шавров и Бериев (летающие лодки), чертежником был студент МВТУ Сергей Павлович Королев (сами угадайте кто он в будущем).
— дальше еще много-много славных этапов авиационной жизни завода, аэродром которого меня так интересовал. Если коротко — то во время войны заводу дали новый номер №23 и туда вернулся Туполев (из своей «шарашки», где он был 5 лет). Во время войны (1941) была эвакуация в Казань, где был слит с 124 казанским заводом. А на месте старого завода №22 в Филях, появился завод №23…
— в 1949 году в Филях начали производить самолет ТУ-4. А в 1952 году начался новый этап, вторая жизнь завода…
— 24 марта 1951 года правительство приняло постановление №949-469 о создании на территории завода в Филях опытно-конструкторского ОКБ-23 для опытного и серийного производства бомбардировщика, получившего название по ОКБ «2М», войсковое обозначение «М-4» и заводское – «изделие 25». Так началась эпоха Мясищева на заводе в Филях.
— ну и закончить эту историю в своем блоге я бы хотел датой 3 октября 1960 года. Именно в этот день вышло постановление №1057-434, которое по сути закрыл феноменальное по мощи и эффективности ОКБ-23 и передал его в качестве филиала №1 реутовскому ОКБ-52 (генеральный конструктор В.Н. Челомей). Всю авиационную тематику «отдали» ОКБ-51 П.О. Сухого и ОКБ-156 А.Н. Туполева. А Владимира Михайловича Мясищева, наверное, для успокоения души, назначили директором ЦАГИ. С этого момента начинается аэрокосмическая эпоха завода, который сейчас называется, не иначе как … «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева», который и сегодня запускает в космос ракеты «Протон». Наиболее подробную историю я нашел здесь, хотя есть и другие источники, но этот — наиболее полный.
Об аэродроме в Филях
На самом деле, весь этот опус появился из простого любопытства к непонятному аэродрому в Филях. Так вот, возвращаясь к аэродрому, нехитрыми рассуждениями получается такая история.
Завод Юнкерса выпускал работал на заводе в Филях с 1922 года по 1927. Где-то в этом промежутке Громов как раз работает инструктором в летной школе на Центральном аэродроме и частенько летает в Фили (либо по делам, либо на вынужденную посадку), причем НИГДЕ в своей книге нет упоминания о заводе Юнкерса (советская цензура), только как «аэродром в Филях». В истории же завода говорится о том, что «Заводской аэродром ввели в строй в 1929 году», я так подозреваю что речь идет о том «заводском» аэродроме, который №22. Потому что самолеты Громова и Юнкерсы как-то летали и до 1927 года??
Исходя из описания ВПП: «Взлетно-посадочная полоса в силу «речных ограничений» была не очень длинной – примерно 1 800 метров – и шла практически параллельно Новозаводской. Взлетали оттуда всегда одним курсом – 267, практически строго на Запад, поскольку с другой стороны начиналась Москва.», и того, как сейчас на территории завода устроены корпуса, я попытался представить и нарисовать то место, где теоретически располагалась полоса. Примерно это должно было выглядеть вот так:
Для меня пока остался невыясненным только один вопрос — когда сама полоса прекратила свое существование? Изучая историю завода Хруничева, напрашивается один вывод — это случилось в районе 1961-1963 года, когда началось ракетостроение Челомея. Видимо (это только мои предположения) в это время понадобились новые постройки, ангары, цеха, которые и были построены на том месте (см. карту), где раньше располагалась полоса. Это вопрос, конечно, но очевидно только то, что в 1954 году из Филей взлетал 90-тонный стратегический бомбардировщик М-4 Мясищева(и это тоже жутко интересно!!!!):
«Еще одно подразделение авиационного завода как бы итожило деятельность предприятия – это его Летно-испытательная станция (ЛИС). Аэродром в Филевской пойме для мясищевских гигантов был мал. Поэтому для доводки и конструкторского сопровождения новых самолетов ОКБ-23 организовало свой филиал на территории аэродрома ЛИИ «Раменское». Туда же «переселил» своих летчиков и завод №23.
Первые два опытных экземпляра М-4 отправляли на аэродром «Раменское» по воде и по суше. Для этого на берегу Москва-реки соорудили специальный причал и сладили огромную баржу, на ней и сплавляли самые крупные отсеки самолетов. По суху перевозили по ночам фрагменты помельче, но и для того пришлось срыть часть Поклонной горы, чтобы «транспортный поезд» смог вписаться в повороты.
…
Старший заводской летчик Борис Карпович Галицкий (впоследствии – Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР) предложил перегонять только что собранные самолеты в Жуковский по воздуху. Директора Осипова, конечно, беспокоили последствия взлетов таких машин, ведь рядом — город, столица! Рассказывают, будто Галицкий так «успокоил» директора: «Ничего особенного не случится – я буду на том свете, а ты – в тюрьме…» Вопрос тщательно проработали в ОКБ и на заводе. Оказалось, что если чуть удлинить до берега Москвы-реки взлетно-посадочную полосу, снять с самолета агрегаты и механизмы, не влияющие на исход полета, и залить его керосином на 15 минут полета с учетом ухода на второй круг, то 90-тонный бомбардировщик взлетит. Так оно и случилось 16 декабря 1954 года, когда экипаж Галицкого перегнал третий опытный М-4 в Жуковский. Так потом и поступали, пока строились крылатые гиганты. А баржа пригодилась полвека спустя, когда, например, 1 сентября 2000 года передвигали к Киевскому вокзалу Краснолужский мост.»
Судя по всему, самолеты еще взлетали из Филей в 1958 году. Насчет более позднего срока использования полосы в Филях или о том, когда ее точно закрыли — ничего нарыть не удалось:(
Про улицы и названия…
Ну и еще несколько слов о том, что удалось попутно накопать. Мы живем в Москве, ходим по улицам и микрорайонам и часто даже не представляем, откуда у некоторых улиц взялись названия. Изучая историю завода Хруничева, я натыкался на знакомые фамилии, которые сейчас звучат как названия улиц недалеко от места моего жительства.
ул. Мясищева — тут и писать нечего, все понятно, в честь кого названа.
ул. Кастанаевская (пересекается с Минской, проходит параллельно Филевской) — названа в честь летчика-испытателя ЛИС завода №22 Николая Кастанаева, который пропал без вести в экипаже Сигизмунда Леваневского, где он был вторым пилотом.
ул. Екатерины Будановой. Тут вообще целая история: она приехала в Фили из смоленской деревни Коноплянки и устроилась слесарем в цех №2 на завод имени Горбунова, где уже работала старшая сестра Ольга. На заводе Екатерина пробыла несколько лет, окончила аэроклуб Киевского района столицы, там ее и оставили инструктором. Когда грянула война, Буданова живо откликнулась на призыв Героя Советского Союза Марины Расковой и оказалась в волжском городе Энгельсе, где шло формирование трех «женских» полков: ночного легкобомбардировочного, полка пикирующих бомбардировщиков и истребительного. В последнем, 586-м, оказалась Буданова, овладевшая «яком»; она достойно сражалась за Сталинград.
Когда война покатилась на запад, когда воздушные бои шли уже в небе Донбасса, Екатерина Буданова совершила 266 боевых вылетов и сбила 10 германских самолетов. Она погибла под селом Новокрасновкой 18 июля 1943 года. В начале 1994 года президент России присвоил ей звание Героя Российской Федерации…
Вот такие дела, братцы… давайте изучать историю вместе, кто еще что интересное знает про аэродромы Москвы?http://keit.staticweb.tk/yZb6G5dfgKGJ