Зачем нужна американская лицензия?

Зачем нужна американская лицензия пилота российскому гражданину?
К написанию этой статьи меня подтолкнуло то, что происходит сейчас в России в области малой / частной авиации. Происходит это уже давно и частную авиацию в России вообще не очень-то жалуют, но с прошлого года произошло несколько знаковых событий, которые очень сильно затормозили развитие этой отрасли и даже откинули ее на несколько лет назад.
  1. Первая проблема, с которой может столкнуться каждый, кто хочет стать пилотом в России — это постоянная переменчивость правил и даже возможность обратного хода. Типичный пример — это злосчастный приказ 809 (http://www.aopa.ru/index.php?id=95), по которому более 1000 пилотов (включая также коммерческих и действующих линейных пилотов авиакомпаний) были в одночасье лишены их пилотских свидетельств. Многие потеряли работу и остались без возможности трудоустройства по летной специальности. Данный приказ показал обществу возможность обратной силы закона — то есть никто никогда не сможет гарантировать российскому пилоту (любой категории, частному или коммерческому и даже линейному), что его свидетельство не будет аннулировано в одностороннем порядке без возможности оспорить данное решение.
  2. Вторая проблема, которая только разрастается со временем — это разнообразные препятствия, которые чиновники Росавиации придумывают налету. Это касается всех аспектов, начиная с замены свидетельств старого образца (бумажных) на новые (пластиковые) и внесения туда предыдущих записей и заканчивая любыми придуманными причинами, чтобы отказать в выдаче свидетельства. Практически все АУЦы столкнулись с тем, что подготовленные должным образом выпускники должны предоставлять дополнительные документы, доказательства и справки, о которых нет упоминаний ни в одном документе. В частности с прошлого года стало невозможно получить свидетельство коммерческого пилота ГА без получения или наличия специального авиационного образования (которое можно получить в Питерской или Ульяновской академии ГА). Нигде данное требование не прописано, но свидетельства не выдают. И даже те студенты, кто все-таки решился поступить в старое “советское” учебное заведение и пройти все круги этого ада — каждый день сталкиваются с новыми и новыми требованиями и ограничениями.
  3. Ну и наконец новое веяние последних месяцев — это закрытие или приостановка деятельности Авиационных учебных центров. За последний месяц в стране закрыто несколько десятков учебных центров, у кого-то отозваны лицензии, кому-то не продляют сертификаты и так далее. Причины могут быть любые, но главная задача понятна — прекратить подготовку пилотов вне государственных учебных заведений.
Описанные выше проблемы касаются не только частных пилотов, но и тех, кто хочет связать свою карьеру с работой коммерческим или линейным пилотом. Единственный работающий пока вариант для этой категории — поступление в Питер, Краснокутск, Ульяновск или Сасово на очное образование, 4-5 лет за школьной партой и может быть (!) вам повезет стать пилотом и получить работу в авиакомпании. Учитывая текущие экономические проблемы России сложно предположить, что пилоты будут востребованы в ближайшие несколько лет.
Тем не менее, глобальный рынок по прежнему испытывает острый дефицит летных кадров. Даже в США, в стране где 700 тыс пилотов, в последний год появился дефицит пилотов. В первую очередь это связано с тем, что FAA изменили правила приема на работу пилотов в авиакомпании и сильно подняли “порог входа” (минимум 1500 часов), а также с восстановлением экономики после кризиса 2008 года. Аналогичный рост показывают все азиатские страны, а также растущий рынок Африки.
В связи со всеми этими пунктами, мы приходим к выводу, что получение лицензии пилота ГА РФ (любой категории) несет на себе очень высокие риски. Никто никогда не даст вам гарантии, что потратив 10 тыс долларов на обучение, вы действительно увидите свою лицензию частного пилота. Или что закончив высшее учебное заведение в Питере вам вдруг не поменяют запись в дипломе и не “сделают” из вас специалиста по навигации вместо пилота. Или что вашу лицензию не отзовут по любой причине.
В отличие от этого, получение лицензии пилота США дает вам гарантию, что лицензия не будет отозвана, заблокирована или приостановлена, если вы не нарушаете правил полетов, не привлекаетесь к ответственности за вождение в состоянии алкогольного опьянения, вовремя проходите ВЛЭК и плановый двухгодичный экзамен.
Кроме того, лицензия США высоко котируется во всем мире, в любых странах, потому что ее получение связано с системным подходом в образовании и сдаче обязательного экзамена независимому экзаменатору, который не берет взяток, не покупается и не «решает вопрос по блату”.
Данная лицензия может быть валидирована в любую национальную лицензию страны члена ИКАО (хоть в российскую, хоть в европейскую), при этом лицензия США более доступна, чем европейская и стоит значительно дешевле.
Ну и наконец, лицензия пилота США открывает вам дверь в мир большой авиации по всему миру. Вряд ли вы сможете быть профессиональным пилотом в США (это связано с иммиграционным законодательством), но для вас открыты рынки Азии, Африки, Южной Америки, с некоторыми трудностями, но можно найти работу в Европе и на Ближнем Востоке. А самолеты с регистрацией N (американская регистрация) можно найти по всему миру, и только пилот с лицензией США  может летать на самолете с американской регистрацией. США никак не ограничивает национальность и гражданство людей, которые претендуют на получение лицензии пилота (за исключением нескольких стран, типа Ирака и Сирии).
Подводя итоги этой небольшой заметки, мы хотим отметить причины,  по которым лучше инвестировать свое время и деньги в лицензию именно США, а не тратить 5 лет жизни в российском авиационном вузе.
  1. Для частных пилотов. Ваша лицензия гарантирована и надежна — ее никто не отберет, не лишит по приказу и она будет действовать столько лет, сколько вы захотите (единственные требования — действующая медицинская справка и двухгодичный чек). Вы не ограничены в полетах только на территории США, вы можете летать по всему миру на самолетах с регистрацией N или можете валидировать свою лицензию в российскую и летать на бортах с регистрацией RA.
  2. Для тех, кто хочет получить инструментальный рейтинг — США наилучший способ научиться летать по всем возможным типам инструментальных заходов — каждый второй аэродром оборудован ILS или RNAV заходом, тут есть и VOR и NDB и локалайзеры — чего только душа пожелает. А отметка в свидетельстве о наличии инструментального рейтинга делает все ваши полеты более безопасными.
  3. Коммерческим пилотам США дает уникальную возможность получить лицензию в самый короткий период — от 6 до 8 месяцев плотной работы и заветная корочка у вас в руках. К сожалению, коммерческая лицензия уже с трудом валидируется в России, но пока еще это возможно. Но есть много не менее прекрасных стран, где ваша коммерческая лицензия будет котироваться выше национальной.
  4. Линейные пилоты, которые уже имеют российскую лицензию линейного пилота могут получить аналогичную лицензию ATPL FAA с минимальными потерями времени. Да, это может стоить порядка 12-13 тыс долларов (с тайп-рейтингом на Боинг или Аэробус), но зато это навсегда застрахует вас от потери работы по причине отзыва российской лицензии приказом аналогичным 809. И у вас всегда будет «запасной аэродром» в виде работы в другой стране.
  5. Ну и еще одна «вишенка на торте» — пройдя обучение в США, имея опыт полетов в англоязычном воздушном пространстве, сдав все экзамены на английском языке, вы существенно улучшите свои познания в английском и ваш негласный рейтинг авиационного специалиста возрастет многократно!

http://www.skyeagleaviation.ru