Авиатуры: "Москва — Стокгольм"

Опять большой перерыв в написании постов, но не потому, что писать не о чем, скорее наоборот — слишком много событий, много полетов, много есть о чем написать, но вот так собраться и выделить пару часов на тексты — довольно сложно. Но, сидя на площадке в Завидово в вертолете Р44 есть минутка))

За крайние 2 месяца налеталось под сотню часов, и что приятно — не только на вертолете. Но сначала про путешествия!

Кто найдет второй вертолет на картинке?
Кто найдет второй вертолет на картинке?

В конце апреля тремя бортами Р44+Р66 мы пролетели по маршруту Москва — Псков — Рига — о. Готланд — Стокгольм — Мариенхамн — Таллин — Питер — Москва. Вряд ли у меня дойдут руки описать это путешествие отдельно, поэтому коротко — все удалось! Более 2000 км за 5 дней с остановкой на один день в Стокгольме. Традиционная таможня в доброжелательном Пскове, привычный подлет в Ригу и прогулки по старому городу, ужин в прекрасном рыбном ресторане. За это (но не только за это) мы и любим путешествовать по миру.

Слева на картинке две точки - это наш "строй"
Слева на картинке две точки — это наш «строй»

Второй день путешествия был прекрасен тем, что мы планировали перемахнуть из Риги через Вентспилс прямо в Швецию на остров Готланд. Маршрут такой был выбран не случайно, во-первых очень хотелось попасть на Готланд (когда еще будет такой шанс?), который привлекателен сам по себе, во-вторых (как потом оказалось) полет от Готланда до Стокгольма вдоль побережья — это фантастическое по своей красоте воздушное путешествие.

Аэропорт Вентспилс работает по расписанию и как раз в наш прилет он был закрыт, поэтому мы прекрасно сели на пляж и дозаправили свои вертолеты из канистр.

Пляж у границы Латвии и Швеции (недалеко от Вентспилс)
Пляж у границы Латвии и Швеции (недалеко от Вентспилс)

С этого момента начался наш 40-минутный полет на водами Балтийского моря. Мы облачились в спасательные жилеты, еще раз сделали осмотр бортов и … полетели)

Жилетики для полета над водой
Жилетики для полета над водой

Лететь над морем не страшно, в хорошую погоду. Спокойствия придавал тот факт, что под нами каждую милю следовали большие морские суда и на случай отказа двигателя мы могли бы рассчитывать на быстрое спасение из холодных вод Балтийского моря. К счастью, это не пригодилось, но вооружен тот, кто предупрежден, а хороший летчик должен всегда иметь под собой кусочек воды или суши для условно безопасной посадки.

Остров Готланд и особенно город Висби (главный город острова) произвели на всех неизгладимое впечатление. Городская стена 13-го века и старый город не поддаются описанию простыми словами, лучше смотреть фотки. Всем, кто не был там — рекомендую обязательно туда попасть, если не на вертолете, то хотя бы на пароме. И провести там полный день, а не три часа, как мы.

IMG_3107

IMG_3113

IMG_3103

IMG_3098

IMG_3085

IMG_3033

(решил написать отдельный пост про Висби, потому что он действительно этого заслуживает!)

После взлета с аэродрома Висби (а он совместного базирования и прямо перед нашим взлетом нам показательно продемонстрировали проход на сверхмалых “натовского» F-16 с боевым разворотом) мы прошли еше 20 минут над водой и вышли к берегам континентальной Европы. Запросив проход вдоль берега, мы пошли над островами, которые разбросаны вдоль побережья в огромном количестве. Больше всего поразили “дачи” — отдельно стоящие домики на оторванных от мира каменистых островах. На некоторых из них даже целые поселки со школами и административными зданиями, как народ добирается летом понятно, а зимой, видимо, на снегоходах.

IMG_3215

IMG_3204

IMG_3167

IMG_3152

IMG_3151

Прямо перед Стокгольмом под нами просвистел красненький биплан, буквально ниже нас метров на 50 ровно под нами. Без радиосвязи, без предупреждений диспетчера — ничего. Это к тому, что надо быть очень осмотрительным, особенно в Европе/США в классе “гольф», где ведение связи и наличие транспондера не обязательны.

Заход в аэропорт Бромма (почти в самом Стокгольме) не составил никаких сложностей, нас встречали маршалы с FBO, которое обеспечивало там наше пребывание. Еще один нюанс прилета в крупные города заключается в том, что есть некоторые аэропорты, которые не обслуживают вас без FBO или хэндлинга — специальной наземной службы, которая берет на себя ваши вопросы заправки, стоянки, обслуживания вылетов, флайт-планы, трансферы до города / отеля и так далее. В наших портах (кроме московского узла) такой практики пока нет, поэтому рядовой прилет в аэропорт Архангельска или Череповца может закончится беготней по 3-5 кабинетам с разными бумажками в руках, оплатой только по безналу (карточки естественно нет) и потерей часа. В нашем случае “хэндлинг” это ПДСП (производственно-диспетчерская служба).

Стройными рядами рядом с бизнес-джетами
Стройными рядами рядом с бизнес-джетами
Встретили экипаж соседнего Falcon и предложили им махнуться не глядя. Не согласились, а могли домой вернуться на Falcon.
Встретили экипаж соседнего Falcon и предложили им махнуться не глядя. Не согласились, а могли домой вернуться на Falcon.

А на следующий день, приехав заправлять наших боевых «лошадей» мы прямо у дверей FBO встретились с обычными шведскими военными.

Военный транспортный самолет шведских ВВС привез курсантов на обучение!
Военный транспортный самолет шведских ВВС привез курсантов на обучение!
Взял "языка")
Взял «языка»)
Тот самый военный "транспортник" образца 60-х
Тот самый военный «транспортник» образца 60-х

Стокгольм

Стокгольм был прекрасен со всех сторон, и мне лично очень понравился. У нас был целый день отдыха, который мы провели с максимальной пользой — экскурсия по городу, пешие прогулки по старому городу, некоторым повезло сходить на “экскурсию по крышам”, кораблики (водные такси), вечером дискотеки и рестораны. В общем, обычный экскурсионный день в необычном городе.

IMG_6325

IMG_6335

IMG_6337

IMG_6339

IMG_6347

IMG_6349

IMG_6357

IMG_6358

IMG_6364

IMG_6379

А на следующее утро наши вертолеты уже вовсю рассекали в сторону Мариенхамн — еще одного острова в Балтийском море, который расположен между Швецией и Финляндией и является по сути автономией в составе финляндии. Маршрут до Мариенхамна сказочно красив, потому что проходит над каналом между островами, тем самым каналом, по которому паромы идут из Стокгольма в Хельсинки. По пути мы встретили несчетное количество этих паромов, и с некоторыми устроили целые фотосессии (надеюсь, отдыхающие на борту также сделали парочку снимков наших вертолетов, если кому попадется в сети — дайте ссылку, хочется посмотреть, насколько ровным строем мы летели)))).

IMG_6410

IMG_6415

IMG_6426

IMG_6430

IMG_6439

IMG_6430_wide

Мариенхамн нас как-то совсем не впечатлил. Очень маленький, очень скромный городишко/остров без особых запоминающихся особенностей (кроме концерта панков на «главной площади” города в честь субботы, наверное?), долго приезжающим такси и единственной центральной улицей лавок и кафешек. А может быть мы просто не дошли до того места, где стоят круизные лайнеры, и поэтому мы не увидели вторую часть Мариенхамна. В любом случае, задерживаться мы не стали, а сразу после перекуса вылетели далее, в Таллинн, который все авиапутешественники в Европу уже очень-очень полюбили.

Возврат в Россию уже не так интересен, как всегда отличился Северо-западный зональный центр вместе с Пулково — в рейтинге худших аэропортов для малой авиации он уверенно держит пальму первенства, наряду с СЗ зональным, который вообще безусловный лидер неадекватности и глупости.

Летать в Европе — это особое удовольствие. Дело даже не в уровне развития авиационного сервиса (аэродромы, заправки, хэндлинг и прочее), а в том, что расстояния между “достопримечательностями” условно малы. Например, чтобы вылететь из Москвы до ближайшей “заграницы” (Рига или Таллинн) нужно пролететь 7 часов. На протяжении которых вы не будете видеть ничего, кроме лесов, полей и болот. За следующие 7 часов можно пролететь по маршруту Рига — Висби — Стокгольм — Мариенхамн — Таллинн и посмотреть совершенно разнообразные картинки — от зеленых лугов Латвии до безжизненных каменистых островов Финляндии. И это невероятно здорово!

Отчет о путешествии на сайте www.vertolet.ru